середа, 24 жовтня 2012 р.

Легенды семьи


Фонтан слез - истина в дизайне и другие истории...

Истинный размер можно увидеть на фото ниже



   Несколько лет назад в мои руки попал небольшой листок, где были записаны небольшие истории-предания нашей семьи. Вспомнил я о нем тогда, когда начал восстанавливать генеалогию своего рода. Мой дядя Мамут Чурлу записал их со слов тети Фадьмы Бекировой(Чувадар). Более точные записи этих всех историй я получил совсем недавно от самого дяди Мамута. Подаю их ниже.

ИСТОРИИ ЗАПИСАННЫЕ СО СЛОВ ФАДЬМЕ ЧУВАДАР

МАМУТОМ ЧУРЛУ.

 

 

НОСТАЛЬГИЯ

 Мой  дед  Аджи Билял жил в Бахчисарае в богатом каменном доме, на берегу Чурук су, возле ханского дворца. У него было много родственников в Стамбуле. Однажды он решил насовсем перебраться в Турцию. Продав дом он поселился в Стамбуле.          Через некоторое время заболела его жена Бавбек Насибе. Она лежала не вставая и никто из докторов не мог определить диагноз. Один знаменитый доктор  осмотрев его жену сказал: - “Она больна ностальгией. Езжайте домой в Бахчисарай. Там она встанет на ноги. Так и случилось.
            Денег на покупку дома у него уже не было и поселился он в доме, хозяином которого был один русский, живший с семьей в Симферополе.
              Сельме и ее сестры во время ежедневных молитв просили Аллаха, чтобы у них был свой дом.
            Однажды к Аджи Билялу приехал родственник с южного берега и сообщил, что умерла его богатая тетушка-ала Касымова Муксум, владелица кораблей. “ Тетушка завещала, чтобы ты сделал за нее хадж в Мекку.” - сказал родственник. “ Найдите другого человека, Я сейчас не могу ехать, т. к. хозяин дома решил женить сына и мы должны скоро освободить этот дом” - ответил прадедушка. “Нет.” - сказал родственник.  - “Она просила сделать хадж именно тебя. потому что ты уже трижды был в Мекке и не обманешь, а другим тетушка не доверяла. Поехали в Симферополе к хозяину дома.”
      “Сколько стоит твой дом” - спросил он хозяина. Хозяин назвал цену. “Вот тебе вдвое больше отдай дом этому человеку.”
            Так по воле Аллаха осуществились мечты моей бабушки и ее сестер.
Описанные далее события происходили в Бахчисарае по адресу Ветеринарная 22 (современный адрес Танкистов 11а.)  
                                            

ТОП КАЯ

Рассказ тетушки Фадьмы о своем детстве.
            В бахчисарайской начальной школе, где Фадьме заканчивала 4 класс была традиция - классная учительница обходила родителей учеников и записывала, что будет подарено выпускнику торжественном вечере. Когда учительница пришла в наш дом и задала вопрос папе он, подумав сказал: - “ Я дарю своей дочери Топ кая. Деньги истратятся, вещи износятся а Топ кая останется.” ( У отца было 10 детей и в 1937 году на подарки денег у него не было)


ШАЙТАН

           Однажды зимой в доме Чувадар кончились дрова и Мамута послали в лес за дровами. Возвращаясь с полной тележкой он издалека заметил , едущего навстречу верхом на коне лесника. Встреча с ним не сулила ничего хорошего Не долго думая, Мамут разделся донага, и побежал навстречу босиком по снегу, вывернув ноги пятками назад. При этом он кривлялся, делал нелепые движения. ( Мамут был способным артистом. В школьном театре он играл роль Алеко в “Цыганах” Пушкина.) Лесник увидев необычное шарахнулся в сторону и ускакал. Вечером по Бахчисараю пронесся слух, что леснику в лесу повстречался шайтан.

Знамения.

ЗНАМЕНИЕ 1

            Однажды вечером по весне 1941 года небо над Бахчисараем стало красным. С запада на восток разлилось огненное море. Мы, дети стали звать маму: - “Анам, бакынъыз, кок кызарды!” - “Вай балам бойле кок кызарып кельген обыр сефер дженк ондже. Галиба кене дженк оладжак. Оякта къызарды у вахытта.”  «Мама посмотите небо покраснело! Ой дети так же небо было красным перед предыдущей войной. Кажется снова будет.» Затем красное ушло на запад. Мама сказала, что откуда война пришла туда и уйдет.
               
ЗНАМЕНИЕ 2
            Чурлу Юсуф муж Алиме до войны работал директором кинотеатра Спартак в Ялте. Жил он с женой Алиме в кинотеатре на первом этаже, на втором этаже жила русская старушка. Она как то по большому секрету рассказала Алиме, что она была в молодости няней у русского царя Николая второго.
            За несколько дней до начала войны она сказала: - “ Анечка, будет война и большая война.” - “Откуда Вы знаете?” -”Я проснулась ночью и видела, как у меня в комнате тряслись стены. Так же было перед первой мировой войной. Вот посмотришь.” 

ГАДАНИЕ

          Шел первый год второй мировой войны. Сыновья Сельме: Осман, Амет, Мамут и Сеитджелил были на фронте. Сельме имела старинную книгу для гадания. Вечером сели и стали гадать открывая страницы наугад. Осману выпал стих – Вокруг огонь в середине спасен. Так и вышло. Осман оказался в осажденном Севастополе. Был контужен. Попал в концлагерь под Бахчисараем и был выкуплен отцом у фашистов за одного барана. Мамуту выпал стих – Бросят камень. Попадет в ногу. Погибнет. Так и вышло и на этот раз. Мамут был ранен в ногу в районе села Малые Ижоры под Ленинградом, после чего он скончался в госпитале от гангрены. Сеитджелилу выпало, что он встрертится с Фадьме. Сеитджелил с войны не вернулся. Из военных архивов пришел ответ, что в списках мертвых и безвести пропавших сеитджелил не числится.    
            Прошло много лет В живых из детей Сельме остались Фадьме и слепая Сабрие. Фадьме часто видела Сеитджелила во сне, где он называл ей город, в котором он сейчас живет. Просыпаясь Фадьме помнит всегда всего лишь первую букву названия этого города.

СОН

            Был февраль1942 года. Трое бабушкиных сыновей воевали на различных фронтах второй мировой. Однажды Фадьме тизе  приснился сон будто бы в конце дедушкиного двора, в сарае разверзлась земля, из нее постепенно вырос брат Мамут в зеленой военной форме и заговорил: - “Вы думаете , что я жив, а я уже умер. Видите у меня нога забинтована. Я умер от этого.”  Через полгода пришла похоронка о том, что Мамут погиб под Ленинградом в Малых Ижорах.
   Уже в Узбекистане его боевой друг Амет, который жил в Самарканде, прислал большое письмо, где описал , как погиб Мамут: - « Наша часть с боями отступала. Уже перешли через Нарву. Когда перед строем солдат спрашивали: - “Кто пойдет в разведку?” Мамут всегда выскакивал первым. Нас в части было два татарина и я всегда шел с ним вместе. Однажды мне поручили какое то задание. Я очень просил Мамута не ходить в разведку без меня, но он  не послушался. С задания его принесли тяжело раненным после чего он скончался в госпитале от гангрены ноги.

ЕВРЕЙ

                           В начале войны (кажется была весна), когда Севастополь еще не был взят фашистами, к нам в дом пришли соседи и сказали: - “Осман попал в плен.  Он находится возле ставка в Бахчисарае, где фашисты сделали проволочное заграждение. Осман нам сказал: - “Я здесь. Передайте отцу, чтобы пришел.”
     Отец тотчас пошел в это место. Он ходил вдоль проволоки и выкликивал: - “Осман... Осман...” Но Османа не было. Ему сказали пленные, находящиеся за проволокой, что часть людей увезли в Симферополь. На следующий день отец поехал в Симферополь, и нашел там этих пленных. Он попросил позвать Чувадар Османа. К нему подошел человек и сказал: - “Осман в Севастополе, а я выдал себя за него. Я еврей, а вы знаете , что евреев фашисты расстреливают. Мы служили вместе с Вашим сыном в Севастополе.” ( Осман служил в Севастополе в 5 медико-санитарной части водителем скорой помощи.) Отец сказал: - “Я понял. Я должен сказать, что ты мой сын. Хорошо.” И он подтвердил перед фашистами, что этот человек  - его сын Чувадар Осман Сеитмеметович. Поверить этому не составляло большого труда т.к. отец был похож на еврея. По этой причине у него часто проверяли документы. Продукты, которые отец принес для сына он передал этому еврею. Больше об этом человеке мы ничего не слышали до конца войны.
   Осман при взятии Севастополя был ранен осколком в голову и оставлен своими товарищами под кустом. Очнувшись он нашел в себе силы добраться до гражданского убежища и переодеться в гражданскую одежду. С большим трудом удалось ему попасть к себе домой. но это уже другая история.
   16 Мая 1944 года в наш дом пришел тот, спасенный отцом еврей. Он был высокого роста, и кажется в чине майора. Осман и майор увидев друг друга обнялись и расцеловались. Гость воскликнул: - “Османчик! Я спасся благодаря твоей фамилии. Я жив. Я пришел поблагодарить твоего отца за то, что он спас меня.”
  Затем майор рассказал, что под именем Чувадар Османа он был взят немцами работать переводчиком в штабе (он владел немецким языком). На Северном Кавказе, где находился этот штаб, немцы готовили секретную операцию. Линия фронта находилась рядом. Ночью наш знакомый перешел ее и передал советскому командованию сведения о готовящейся операции. За это он получил повышение в должности. Майор сказал, что он скоро возьмет Османа служить в свою часть, которая стоит где то под Севастополем.
   18 Мая всех нас погрузили в вагоны и увезли в Среднюю Азию. Больше ничего об этом еврее мы не знаем.
   К сожалению мой отец и брат уже умерли. Я не помню ни имени ни фамилии этого еврея. Кажется Осман говорил, что он работал в части интендантом.

ЦЕЛЕБНЫЙ ИСТОЧНИК

            Фадьме Чувадар эту историю слышала от своей матери Сельме. Действие происходило в Бахчисарае в доме деда Сельме купца Аттар Сеитджелила.
 Произошло это событие во время поста ораза.
            Прадед Сеитджелил вместе со всеми мужчинами каждый вечер уходил в мечеть совершать теравих намаз. Прабабушка совершала этот намаз дома одна и каждый раз во время молитвы ей казалась, что за спиной молится кто - то еще. Так как во время намаза запрещено смотреть по сторонам бабушка не позволяла себе оглядываться, а после молитвы она убеждалась, что в комнате кроме нее никого нет. В день Арифе (последний день перед праздником Рамазан) во время намаза она услышала сзади голос: - “Биз мында учданемыз, ярын беян оладжакмыз.” «Нас здесь трое. Завтра мы объявимся.»
            По приходу мужа прабабушка впервые ему все рассказала.  “Сага оле кельгендыр” -  «Тебе наверное показалось» ответил Аттар Сеитджелил.
            Поутру прадед вышел в сад и подошел к колодцу. На листьях подорожника (бака япрак) блестящий след улитки вывел узорную нвдпись арабскими буквами: - “ Биз мында учданемыз. Коз агырсына деваджимыз.” « Нас здесь трое. Мы глазные лекари» Далее блестящий след вел в глубь двора, под дерево сирени, что росло возле стены ханского дворца. Он обрывался возле мокрого участка земли. Сделанное углубление наполнилось влагой. Здесь сочился источник.  Прадед выложил из камня небольшую ванночку, в которую по капле собиралась вода. 
            Многие нуждающиеся в лечении бахчисарайцы вылечили свои глаза целебной водой. Чудесные свойства источника помогли многим больным приезжающим за помощью из других мест. 


                                                           ШАЛЬВАРИ

     Еще одна легенда семьи про шаровари. Короткая і немного напоминает фильм "Кин-дза-дза"
     Мой прадед 4 поколения тому назад был начальником охраны хана Гырея.
     Рассказ про него есть выше, про улитку. Про него же и шаровары рассказ был простой.
     Прабабка вспоминала, что в семье рассказывали про него следуещее.
   Он был начальником охрани Гирея,  как  знак этого високого ранга, ходил в красныъ шароварах. Когда он заходил в кофейню в Бахчисарае все кто там присутствовал вставали и приветствовали его этим...

Истории записанные Олегом Черненко.

 

Целебный источник – невероятное открытие.

    Прочяитав последнюю легенду нашей семьи в которой речь шла о целебном источнике, я заинтересовался этим вопросом и решил занятся изучением его более подробно.
В детстве давно я был в Бахчисарайском дворце , одной из достопримечательностей которого был «Фонтан слез». Вот тут я и вспомнил о нем.
Покопавшись в интернете, не составило большого труда найти  фотографии и детальное описание фонтана, а также красочную легенду о его создании, что считается самой красивой и рассказывается в ней следующее.

Легенда о «Фонтане слез».

              Свиреп и грозен был хан Крым-Гирей. Никого он не щадил и никого не жалел. Сильный был хан, но сила его уступала жестокости. К трону пришел кровожадный Крым-Гирей через горы трупов. Он приказал вырезать всех мальчиков своего рода, даже самых маленьких, кто был ростом не выше колесной чеки, чтобы никто не помышлял о власти, пока он, хан, жив.
Когда набеги совершал Крым-Гирей, земля горела, пепел оставался. Никакие жалобы и слезы не трогали его сердце, он упивался кровью своих жертв. Трепетали люди, страх бежал впереди имени его.
— Ну и пусть бежит. — говорил хан, — это хорошо, если боятся...

Власть и слава заменяли ему все — и любовь, и ласку, и даже деньги не любил он так, как славу и власть.
Какой ни есть человек, а без сердца не бывает. Пусть оно каменное, пусть железное. Постучишь в камень — камень отзовется. Постучишь в железо — железо прозвенит. А в народе говорили - у Крым-Гирея нет сердца. Вместо сердца у него — комок шерсти. Постучишь в комок шерсти — какой ответ получишь? Разве услышит такое сердце? Оно молчит, не отзывается.
Но приходит закат человека, постарел некогда могучий хан. Ослабело сердце хана, и вошла в него любовь. И поросшее шерстью сердце стало совсем человеческое. Голое. Простое.
Однажды в гарем к старому хану привезли невольницу, маленькую худенькую девочку. Деляре ее звали. Привез ее главный евнух, показал Крым-Гирею, даже зачмокал от восхищения, расхваливая невольницу.
Деляре не согрела лаской и любовью старого хана, а все равно полюбил ее Крым-Гирей. И впервые за долгую жизнь свою он почувствовал, что сердце болеть может, страдать может, радоваться может, что сердце — живое.
Недолго прожила Деляре. Зачахла в неволе, как нежный цветок, лишенный солнца.
На закате дней своих любить мужчине очень трудно. От этой любви сердцу всегда больно. А когда любимая уходит из жизни, сердце плачет кровью. Понял хан, как трудно бывает человеческому сердцу. Трудно стало великому хану, как простому человеку. Вызвал Крым-Гирей мастера иранца Омера и сказал ему: 
— Сделай так, чтобы камень через века пронес мое горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце.
Спросил его мастер:
— Хороша была девушка?
— Мало что знаешь ты об этой женщине, — ответил хан. — Она была молода. Она была прекрасна, как солнце, изящна, как лань, кротка, как голубь, добра, как мать, нежна, как утро, ласкова, как дитя. Что скажешь плохого о ней? Ничего не скажешь, а смерть унесла ее...
Долго слушал Омер и думал: как из камня сделаешь слезу человеческую?
- Из камня что выдавишь? — сказал он хану. 
- Молчит камень. Но если твое сердце заплакало, заплачет и камень. Если есть душа в тебе, должна быть душа и в камне. Ты хочешь слезу свою на камень перенести? Хорошо, я сделаю. Камень заплачет. Он расскажет и о моем горе. О горе мастера Омера. Люди узнают, какими бывают мужские слезы. Я скажу тебе правду. Ты отнял у меня все, чем душа была жива. Землю родную, семью, имя, честь. Моих слез никто не видел. Я плакал кровью сердца. Теперь эти слезы увидят. Каменные слезы увидят. Это будут жгучие слезы мужские. О твоей любви и моей жизни. На мраморной плите вырезал Омер лепесток цветка, один, другой... А в середине цветка высек глаз человеческий, из него должна была упасть на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь ее день и ночь, не переставая; годы, века. Чтобы слеза набегала в человеческом глазу и медленно-медленно катилась, как по щекам и груди, из чашечки в чашечку. И еще вырезал Омер улитку — символ сомнения. Знал он, что сомнение гложет душу хана: зачем нужна была ему вся его жизнь — веселье и грусть, любовь и ненависть, зло и добро, все человеческие чувства?
Стоит до сих пор фонтан и плачет, плачет день и ночь... Так пронес Омер через века любовь и горе: жизнь и смерть юной Деляре, свои страдания и слезы. 

Красивая легенда, но она никак не объясняет детали изображенные на фонтане ни надпись которая заканчивается словами "Приди, напейся воды чистейшей из источника исцеляющего!"
А изображение у подножия фонтана улики? Ведь именно все исследователи улиткой ее только и называют.
. Вроде бы и подобные где-то фонтаны есть, но точно такого нет. Есть некоторые детали, которые все портят.
Только наша семейная легенда описанная выше поясняет почему тут изображена и улитка и почему вода в фонтане исцеляющая и почему изображен глаз из которого сочится вода…
Очень много несоответствий.
Даже наша семейная легенда имеет некоторые детали , который указывают на более древнее происхождение этого источника целительной воды. Например упоминание троих целителей. Не напоминаети ли это троицю, не есть ли это отголоском более древней легенды царства готов. Вспомните. Что готы были православные. Почему я вспомнил о готах? Все очень просто, прабабушка всегда говорила, что предок ее был готом голубоглазый и рыжебородый, чтобы в семье не удивлялись, когда родиться рыжий ребенок с голубыми глазами.
Многие исследователи также спорят и о крестах изображенных или символических, на фонтане слез.
Действие этой легенды в отличие от предыдущих всех происходило в доме, который примыкал непосредственно к забору ханского дворца.Сейчас в этом доме размещается Этнографический музей Бахчисарайского дворца.
. Известно довольно точно , что фонтан несколько раз переносился с места на место.
«Бахчисарайский фонтан (Фонтан слёз) — фонтан—сельсебиль на территории ханского дворца в Бахчисарае, построенный в 1764 году. В настоящее время располагается в «фонтанном дворике» Хансарая, куда был перенесен от стены мавзолея Диляры-Бикеч к приезду Екатерины II.
По преданиям фонтан построил крымский хан Гирей или Крым Гирей у мавзолея своей погибшей возлюбленной наложницы по имени Диляра.
Фонтан не уникален, в ханском дворце находится похожее сооружение в «Бассейном дворике», имеется подобный фонтан во дворце Топкапы в Стамбуле, но бо́льшую известность получил именно Бахчисарайский фонтан.

Фонтаны типа сельсебиль сооружались на святых местах или на кладбищах.
Фонтан украшен двумя надписями. Верхняя — это стихотворение поэта Шейхия, прославляющее хана Крыма Герая:
Слава Всевышнему! Лицо Бахчисарая опять улыбнулось:
Милость великого Крым-Гирея славно устроила!
Неусыпными стараниями он напоил водой окрестности,
И если будет на то воля Божья, сделает ещё много добрых дел.
Он тонкостью ума нашёл воду и устроил прекрасный фонтан.
Если кто хочет проверить, пусть придёт и посмотрит:
Мы сами видели Дамаск и Багдад и не встретили там ничего похожего!
О шейхи! Кто будет утолять жажду, тому Коран языком своим скажет:
Приди, напейся воды чистейшей из источника исцеляющего!
Нижняя надпись цитирует 18-й стих из 76-й суры Корана:
В раю праведные будут пить воду из источника, называемого Сельсебиль
В 1820 году дворец посетил Пушкин, который под впечатлением от фонтана написал в 1824 году поэму «Бахчисарайский фонтан»"[1].

Строки стихотворения Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца»[2]
«
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
»
создали традицию у работников музея истории и культуры крымских татар — они ежедневно кладут в верхнюю чашу «фонтана слёз» две свежие розы.
К легенде о создании Бахчисарайского фонтана также обращались Адам Мицкевич и Леся Украинка.



А ведь тоже интересный вопрос-зачем к приезду Екатерины его передвинули?
Почему убрали от мавзолея Диляры-Бикеч?

Кому он там мешал? 
Может хотели увести от мавзолея ассоциации с именем Мария, которые в народе бытовали в связи с самим фонтаном?»
Так подает это Википедия.
Вполне возможно, что хан мог отвести целительную воду от первоначального ее расположения и даже, что то добавить, скорее всего нижнюю надпись и добавил.


В 1822 году под руководством архитектора И. Ф. Колодина проводился ремонт дворца[5]. Михаил Кладо занимался строительской частью, унтер-офицер Дорофеев занимался живописными работами. Дорофеев выполнил росписи внешних стен геометрическими узорами, букетами и цветочными гирляндами. Он же закрасил роспись, выполненную Омером. В результате этого ремонта был искажен первоначальный вид дворца[5]. По указанию Колодина были снесены: Зимний дворец, банный комплекс и другие постройки


В 1930-е годы под руководством архитектора П. И. Голландского был произведён ремонт дворца. При этом ремонте были забелены известью раскраски дворца снаружи[5].


В 1961—1964 годах проводилась научная реставрация росписей и архитектурных деталей дворца, которой занималось украинское научно-реставрационное управление Госстроя УССР. В ходе этой реставрации внешний вид дворца был приближен к первоначальному. Были сняты слои краски с портала Демир-капы, сняты поздние наслоения росписей Большой Ханской мечети, расчищены росписи Омера в Летней беседке, проведена реставрация потолков Зала Дивана[5]. Работы по приведению дворцового комплекса в первоначальный вид продолжаются.


Переделок было много и часто, но про фонтан ничего. Но ведь он явно дошёл до наших времён не в первозданном виде.

В настоящее время располагается в «фонтанном дворике» Хансарая, куда был перенесен от стены мавзолея Диляры-Бикеч к приезду Екатерины 

А ведь тоже интересный вопрос-зачем к приезду Екатерины его передвинули?
Почему убрали от мавзолея Диляры-Бикеч?

Кому он там мешал? 

Турист и подорожный не надо грустить о неизвестно прекрасной княжне так переводится якобы ее имя Диляре-Бекеш), когда будешь у «Фонтана слез. а вспомни более древнюю легенду записанную и передаваемую из уст в уста в семье нашего рода и действуй так, как гласит последняя строка надписи над фонтаном : "Приди, напейся воды чистейшей из источника исцеляющего!"












На фото нижче фонтан схожого дизайну в Воронцовському палаці.



 

 

Семейная легенда Логвиненко

 Семейную легенду мне рассказал мой дядя Таль-Ат Аметович Меметов, а ему тетя Фадьма Чувадар.
Она часто общалась с мамой и бабушкой(она была турчанка) моей бабушки Любови Логвиненко. Дед Амет тогда работал в Балаклаве на почтамте там же рядом жила и семья Логвиненко.

Любы мама рассказывала о том, что род по линии ее матери был древний козацкий. Мищенко фамилия того рода. Она говорила, что муж ее был атаман донских казаков Теперь я нашел, что это Павел Иванович Мищенко Наказной атаман Всевеликого Войска Донского, который всю жизнь твердил, что происходит от Саввы Мищенко, запорожского казака. Недавно я нашел что Савва Мищенко действительно был записан в историю войска и историю Украины, нашлось документальное подтверждение, его подпись под Конотопскими списками 1669 года. Тогда он был полковником Прилуцкого полка Войска вольностей запорожских.(По истории мы знаем, что Запорожское войско было перемещено сначала в Крым, где получило имя Черноморского войска, потом на Кубань - Кубанское войско, а потом соединили с Войском Донским и так и осталось общее название Войско Донское, позже Всевеликое Войско Донское)

Легенда, что была в их семье, не упоминается ни в одном источнике о Мищенко Павле Ивановиче, и гласила она следующее.
Однажды после похода с войском на турок, он привел с собой молодую жену турчанку. Когда-то вернувшись из очередного похода, узнал, что турки напали на станицу и увели его жену. Отправившись в погоню. догнал и отбил ее. Привез домой и хорошенько поколотил, приговаривая: " Если бы не хотела. не ушла бы".
Казацкие жены в те времена были обучены воевать не хуже казаков. Известно, что бились они насмерть. Не зря в плен могли взять только молодых или стариков с детьми, казацкие жены в плен не попадали.
Казацкие бабы умело построили оборону и смогли продержаться несколько дней, использовали даже пушки.
Турки, видя, какие потери несут, решили что перед ними "шайтан-бабы" развернули войско и ушли...С тех пор этот день до революции отмечался в Войске Донском как праздник почитания жен...
История с моей прапрабабкой имеет свое продолжение. После революции, когда муж ее уже погиб, к ней приехали родственники из Турции и предложили уехать в Стамбул, там у нее много родственников и большое наследство. Она им ответила. что останется там, где похоронен ее муж...
Гибель его описана во многих источниках.
После революции в 1917 году Павел Мищенко ушел  в отставку в чине генерал-адъютанта, имея многочисленные победы и награды за них. Переехал в свое имение на Кавказе, где и жил.
 В 1919 году к нему пришли красноармейцы, вот одно из описаний того, что было дальше:

«— Ну что, папаша, эти цацки мы забираем, тебе они теперь все равно без надобности. — Разбитного вида матросик, вальяжно пожевывая папироску, сгреб лежавшие на столе ордена и медали в старый обшарпанный саквояж и бесцеремонно выпустил облачко едкого дыма прямо в лицо убеленному сединами старику.
Несколько стоявших чуть поодаль солдат были явно смущены бесцеремонным поведением своего молодого товарища. Они прекрасно знали, что за человек стоит перед ними. Но молчали, не зная, как выйти из сложившейся ситуации. Наконец человек в штатском, главный среди присутствовавших, нарушил гнетущую тишину:
— Гражданин генерал, я — комиссар Каргальский. Вы должны знать, что все награды бывшей Российской империи новая власть объявила недействительными. Потому они подлежат изъятию, как изделия, представляющие ювелирную ценность.
Солдаты еще ниже опустили голову. А матрос расценил слова комиссара как одобрение своих действий.
— Слышь, дед, снимай-ка и эту побрякушку, — кивнул он на орден Святого Георгия, белевший на генеральской бекеше. Потом протянул руку к шашке с черно-оранжевым темляком на эфесе, висевшей на поясе у старика. — И «селедку» твою мы заберем.
— А вот это вряд ли, господа! — Генерал, доселе хранивший молчание, резко повернулся, вышел в соседнюю комнату, захлопнув за собой дверь. Через несколько секунд за ней прозвучал сухой револьверный выстрел.»



Грустно вспоминать многие вехи истории нашей семьи.
Все они такие разные, но бережно сохраненные,  таких историй у нас еще много и о войне, и о ГУЛАГе и о славных мирных днях всей нашей большой и дружной семьи. Они тесно переплетаются с историей всей страны и судьбами каждого ее жителя, который при тщательном изучении своего рода может оказаться твоим далеким родичем, подтверждая давнюю истину: «Все люди братья»




Немає коментарів:

Дописати коментар