неділю, 14 липня 2013 р.

Заселение Крыма в СССР после депортации

Как заселяли Крым 

О том как заселяли Крым можно писать оттолкнувшись от какой-то из дат. Можно от даты оккупации Екатериной 2 в конце 18 века или от оккупации красными в 1920-м . Отправной же точкой выбрана депортация 1944 года, когда заселяли в готовые дома на готовые хозяйства, освобожденные от их хозяев принудительным выселением и отправленных  за тысячи километров от Родины...


1944 год оказался во многом переломным для Крыма. Во-первых, в апреле для крымчан закончились военные операции - регион был окончательно освобожден от гитлеровцев.

Во-вторых, в течение мая-июля был насильственно выселен крымскотатарский народ и другие национальные меньшинства, которые являли собой неотъемлемую составляющую не только этнической палитры полуострова, но и трудового потенциала.

Так, 11 мая 1944 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял секретное постановление о депортации крымских татар. 2 июня 1944 года И. Сталин подписал постановление ГКО, в котором шла речь о выселении с полуострова болгар (12 тыс. человек), греков (14 тыс.) и армян (11 тыс.). При этом еще летом 1941 года в спешном порядке была проведена операция по выселению около 52 тысяч немцев.


Наряду с этим оккупанты убили и замучили более 135 тыс. человек. Свыше 85 тыс. отправили из Крыма на работы в Германию. Десятки тысяч крымчан погибли на фронтах и в партизанских отрядах. Так население полуострова сократилось с 1 млн. 127 тыс. на 1 января 1940 года до 351 тысячи на лето 1944 года.

В-третьих, именно в 1944 году начинается более чем тридцатилетняя программа трудового переселения на полуостров преимущественно колхозного населения России и Украины, что привело к окончательному преобразованию культурно-этнической карты Крыма.
В 1944 году началась более чем тридцатилетняя программа трудового переселения на полуостров преимущественно колхозного населения России и Украины

Демографический коллапс

В связи со сложившейся ситуацией жизненно важной проблемой для полуострова явилось полное отсутствие демографического потенциала. В недрах государственной машины советского государства вызревал проект «крымской Калифорнии».

Данный план активно поддерживался американской стороной. В Кремле подобным образом рассчитывали на материальную помощь для восстановления разрушенного войной хозяйства. В июне 1944 года И. Сталин обсуждал этот план с президентом американской торговой палаты Эриком Джонстоном, который обещал выделить СССР после войны долгосрочные кредиты.

Однако этой идее не суждено было сбыться, так как предпочтение отдали реализации иного проекта. «Крымская Калифорния» не состоялась. Возможно, причиной тому были перипетии большой политики или власти отдавали себе отчет в том, что решение проблемы, с демографической точки зрения проблемного полуострова, не терпит отлагательств. Так как американские кредиты могли прийти лишь после завершения войны.

В опустевшие районы Крыма по решению Президиума Верховного Совета и Совнаркома Крымской АССР сразу же было направлено 15 тыс. человек из городов полуострова. А уже 12 августа 1944 года Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление «О переселении колхозников в районы Крыма».

В свою очередь Совет Народных Комиссаров Крымской АССР и Областной комитет ВКП(б) приняли 18 августа постановление «О заселении Ялтинского, Алуштинского, Судакского, Старо-Крымского, Карасубазарского, Бахчисарайского, Балаклавского и Куйбышевского районов Крымской АССР».

Помимо этого шла подготовка к приему населения, насильно угнанного оккупантами в Германию. 20 марта 1945 года Совнарком Крымской АССР принял специальное постановление «О приеме и размещении репатриируемого населения». На эти цели было выделено 5764 тыс. руб. Некоторая часть крымчан в 1944-1945 годах возвратилась из эвакуации. Многие прибыли по государственным и комсомольским мобилизациям для помощи в возрождении разрушенных городов. Так, к 1 сентября 1945 года в Крыму проживало 589 тыс. человек.

Новые люди

Перевозку переселенцев от мест выхода до мест вселения производили по железной дороге специальными эшелонами. По рекам и морям переселение осуществлялось морским и речным транспортом. Порядок организации перемещения населения, формирования и отправки эшелонов определялся специальной инструкцией, утвержденной

Переселенческим управлением при Совете министров РСФСР и правилами внутреннего распорядка в переселенческих эшелонах. Райисполкомы были обязаны обеспечить доставку людей, их скот, фураж и имущество на станцию погрузки за день до отправки эшелонов и организовать из самих переселенцев бригады по охране имущества. До посадки в вагоны на станциях (пристани) погрузки скот и имущество людей должны были размещаться в заранее подготовленных помещениях или в ближайших населенных пунктах.

Государственными органами продумывалась и планировалась помощь новоселам в регионе вселения. Уже на первом этапе переселения Народному комиссариату торговли Крымской АССР было поручено обеспечить питанием колхозников в пунктах приема и разгрузки эшелонов, а также организовать торговлю продуктами, товарами и предметами первой необходимости.

Народному комиссариату здравоохранения Крымской АССР приказали организовать медицинское обслуживание прибывающих на всех пунктах приема эшелонов, а также подготовить изоляторы для заболевших в пути следования. Для этого необходимо было выделить медперсонал и медикаменты. В свою очередь, председателям горрайисполкомов: Бахчисарайского, Джанкойского, Севастопольского, Сейтлерского, Симферопольского, Феодосийского районов дали поручение выделить соответствующие помещения для оборудования простейших бань, дезкамер, изоляторов и транспортные средства для перевозки больных.

Новоселам выдавался ручной сельскохозяйственный инвентарь и предметы домашнего обихода, ранее принадлежавшие коренным жителям. Колхозникам выдавалось единовременное пособие в размере 2500 рублей на каждую семью. Хозяйства новоселов освобождались на 1944-1945 гг. от всех государственных денежных налогов, страховых платежей и поставки государству сельскохозяйственных продуктов и продуктов животноводства.

Таким образом, все затраты, связанные с перевозкой переселенцев с мест выхода до мест вселения, государство взяло на себя, на что было истрачено около 26 млн. 762 тыс. руб.

Ключевой составляющей переселенческих льгот была система кредитов. Только в 1944-1945 гг. их было выдано на сумму 62 млн. 235 тыс. руб. Материальная поддержка предусматривалась в течение всего периода заселения.

В опустошенный Крым осенью 1944 г. стали прибывать первые эшелоны с переселенцами. В сентябре переехало 17 040 семей (62 104 человека). Кроме людей, которых организованно (как правило, добровольно-принудительно) отправляли на полуостров, были семьи, отдельные граждане, которые по собственной инициативе приезжали на полуостров на постоянное место жительство.

К концу 1947 г. прибывших таким способом насчитывалось 2337 семей - из 27 областей СССР.

В сентябре 1944 г. в Азовский район Крыма приехало 162 семьи новоселов - из Житомирской области; в Алуштинский - 2349 - из Краснодарского края; в Балаклавский - 2050 - из Воронежской области; в Бахчисарайский - 2146 - из Брянской и Орловской областей; в Белогорский - 1555 - из Курской и Тамбовской областей; в Джанкойский - 27 - из Каменец-Подольской и Киевской областей; в Евпаторийский - 150 - из Киевской и Каменец-Подольской областей; в Зуйский - 212 - из Ростовской, Киевской и Тамбовской областей; в Кировский - 428 - из Тамбовской области; в Куйбышевский - 2349 - из УССР; в Нижнегорский - 320 - из Тамбовской области; в Октябрьский - 57 - из Винницкой и Киевской областей; в Приморский - 204 - из Тамбовской области; в Симферопольский - 214 - из Винницкой области; в Советский - 180 - из Тамбовской области; в Старо-Крымский - 1268 - из Ростовской, Тамбовской и Курской областей; в Судакский - 2469 - из Ставропольского и Краснодарского краев; в Ялтинский - 935 - из Ростовской области.

Переселенец А. Ефимов, который проживал в колхозе им. Молотова - деревня Кабурча Белогорского района, в январе 1945 г. свидетельствовал: «Из разных районов Тамбовской области в прошлом году приехали сюда колхозники. Они ехали в Крым с горячим желанием быстрее возродить этот чудесный уголок Советской Родины, поднять и поставить на службу фронту его богатые возможности.

На новых местах переселенцы столкнулись с немалыми трудностями: разоренное фашистами многообразное хозяйство артели требовало большой и дружной работы.

После учета трудоспособного населения, навыков, знаний и опыта людей было создано 26 специализированных звеньев в составе 6 бригад, получивших по акту инвентарь, тягло, сбрую, посевные участки. 20 агитаторов в бригадах и звеньях рассказывают колхозникам о войне, о нашей Родине, о скорой победе над врагом. Чтобы охватить агитационной работой всех трудящихся, деревня разбита на десятидворки и к каждой из них прикреплен агитатор».

Секретарь первичной парторганизации колхоза им. Молотова Алуштинского района М. Шаховцова вспоминала: «По извилистому Алуштинскому шоссе мы направились в новый для нас край, к новому месту жительства - в колхоз им. Молотова. Все мы - кубанцы, но жили раньше в разных станицах. Каждый из нас привык к своему селению, к своей улице, к своему дому. На новых местах жизнь пришлось начинать заново. Трудновато было поначалу. Здесь главное внимание уделяется укреплению трудовой дисциплины. Прошло больше полугода, как мы на новых местах. Все колхозники живут в отремонтированных домах, имеют приусадебные участки».

В Крыму не очень, дома лучше

Однако, невзирая на организованную государством систему материальной поддержки, значительная часть прибывших так и не смогла привыкнуть к Крыму. Одной из главных причин обратничества явилась неудовлетворительная работа Крымского обкома партии и в частности - местных партийных органов. Так, не были созданы городские и районные приемно-распределительные комиссии, недостаточно ответственно решался вопрос трудового и бытового устройства. Несвоевременно и не всем нуждающимся оказывалась денежная помощь. Местные власти при этом старались замалчивать факты обратного выезда новоселов.

Организаторы переселения были склонны считать главной причиной обратничества слабое использование экономических возможностей и природных ресурсов региона. Помимо этих причин указывалось «поверхностное руководство и формальное отношение к нуждам колхозников». К тому же власти отмечали недостаточное проведение массово-разъяснительной работы и их низкий политический и организационный уровень.

Наряду с этим прибывшее население слабо закреплялось в Крыму еще и ввиду психологической составляющей. Ведь на начальном этапе переселенцев заселяли в домах еще недавно депортированных граждан, в которых не производилось даже минимальных перестановок. Значительное психологическое давление оказывали ходившие слухи о том, что скоро крымские татары вернутся и им придется возвращать жилье.

Помимо этого, вручение на бессрочное (вечное) пользование землей переселенческим колхозам целого ряда районов происходило медленно и неорганизованно. Также были факты разрушения жилых надворных построек.

Помимо людей, которых организованно привозили в Крым, были случаи самостоятельного приезда населения на полуостров. Однако подобная практика не находила одобрения у чиновников.

Так, на одном из заседаний коллегии Переселенческого управления при Совете министров РСФСР в январе 1947 г. озвучили мысль, согласно которой нежелательно было беспрепятственно принимать самостоятельно приезжающих в Крымскую область из отдельных областей вселения (как, например, Грузинская ССР, Приморский, Хабаровский края, Ленинградская, Московская, Иркутская, Грозненская и др. области).

Это объяснялось тем, что основная масса самостоятельно прибывающих являлась не односельчанами и не родственниками плановых переселенцев, а «случайными и непроверенными лицами». К тому же точный учет такого контингента семей Переселенческим отделом не был налажен, а по 18 районам области совершенно не проводился. На этом же заседании была отмечена добросовестная работа большинства приезжих колхозников. Вместе с тем признали - есть также те, которые «приезжают, получают льготы от государства и обратно возвращаются».

Член коллегии управления товарищ Быченко констатировал следующее: «Вопрос освоения Крыма имеет очень большое государственное и народнохозяйственное значение. Поэтому правительство и партия уделяют этому вопросу большое внимание. Для того чтобы переселенцы осели в Крыму, включились в сельхозпроизводство и подняли богатства этого края, нужно, чтобы каждый колхозник был обеспечен предоставленными ему льготами».

Непосредственно начальник управления Л. Дмитриев отметил, что «Крым - это важнейший район нашей страны. Мы провели переселение. И так плохо получилось, потому что мы мало уделили внимание этой работе. Надо перестроиться, так заселять нельзя!».

Стоит отметить, что помимо колхозников на полуостров организованно прибывал контингент, демобилизованный из Красной Армии и флота.

Переломный 1954 год

С начала 50-х годов ХХ века заселялись колхозы и совхозы 16 районов области: Азовского, Алуштинского, Балаклавского, Бахчисарайского, Белогорского, Джанкойского, Куйбышевского, Ленинского, Нижнегорского, Приморского, Симферопольского, Советского, Старо-Крымского, Судакского, Черноморского, Ялтинского. При этом по личной инициативе заместителя Председателя Совета министров СССР Г. Маленкова переселять начали не мелко-одиночными группами, а целыми бригадами и колхозами.

К этому периоду была уже сформирована достаточно прочная экономическая и организационная основа. Следовательно, сложились более благоприятные условия для жизни новоселов. Была организована работа для прочного закрепления приезжих колхозников. В ее основе лежала обширная строительная программа. Переселение продолжалось в связи с тем, что область еще нуждалась в дополнительной рабочей силе. Существовал значительный разрыв между потребностью и фактической численностью трудоспособных, а следовательно, была слишком большой нагрузка на каждого трудоспособного человека.

С 1954 г. в переселенческом процессе начался новый этап. Он был обусловлен фактом передачи Крыма в состав УССР. Теперь дело заселения полуострова ушло под ответственность правительства УССР, и соответственно основная масса населения переезжала на полуостров из различных регионов этой союзной республики. А именно областями наиболее массового набора населения стали: Винницкая, Житомирская, Львовская, Полтавская, Ровенская, Сумская, Тернопольская, Харьковская, Хмельницкая, Черкасская, Черниговская, Черновицкая.

Таким образом, претерпевший колоссальные разрушения и подвергшийся значительному демографическому потрясению Крым нуждался в пополнении человеческого потенциала.

В связи с этим властями была развернута широкомасштабная переселенческая программа. Она подразумевала систему льгот, которая призвана была сделать подобную акцию более привлекательной для потенциальных новоселов. Новое население и их имущество бесплатно перевезли, выдавали (хотя и не всем) единовременное денежное пособие.

Однако главной, по сути, являлась необходимость хозяйственно-бытового обустройства населения.

Переселенцев в Крыму в течение первых десяти лет размещали в домах депортированных, выделяли новоселам для пользования их личные вещи и инвентарь. При этом местные руководители оказались неготовыми эффективно реализовать проект переселения. Эти факторы привели к тому, что большинство организованно перемещенного населения не закрепилось на полуострове.

Подобное стечение обстоятельств подтолкнуло власть серьезнее и внимательнее отнестись к поселенцам и их нуждам. Так, например, была развернута строительная программа, в рамках которой для переселенцев выстраивали жилищные массивы по типовым проектам.

В последующие годы процесс организованного переселения в Крымскую область продолжался. Он был обусловлен сохранявшейся тенденцией недостатка демографического потенциала, а именно нехваткой человеческого (трудового) ресурса.

Разительной особенностью этого периода явилось то, что в результате усиления внимания вопросам хозяйственного и бытового устройства новоселов удалось стабилизировать закрепление людей в местах вселения.

- See more at: http://www.milli-firka.org/content/DBAGDDCK#sthash.o2ig91aP.dpuf


С 1954 г. в процессе заселения Крыма начался новый этап. Обусловлен он был фактом передачи Крымского полуострова в состав УССР.

Теперь организация заселения полуострова была передана в компетенцию правительства УССР и, соответственно, основная масса населения переезжала на полуостров из различных регионов именно этой союзной республики. Областями наиболее массового набора населения были: Винницкая, Житомирская, Львовская, Полтавская, Ровенская, Сумская, Тернопольская, Харьковская, Хмельницкая, Черкасская, Черниговская, Черновицкая.

С 1954 г. в процессе заселения Крыма начался новый этап. Обусловлен он был фактом передачи Крымского полуострова в состав УССРЦентральный комитет КП УССР и Совет министров УССР, проанализировав ситуацию в Крымской области, посчитали, что для более быстрого восстановления и развития сельского хозяйства, городов и курортов Крыма необходимо было проведение дополнительных, специальных мероприятий. С этой целью ЦК КП УССР и Совет министров УССР совместно с Крымским обкомом партии и облисполкомом подготовили проект соответствующего постановления.

Проектом предусматривалось значительное расширение посева овощных культур, закладка новых садов, виноградников и ягодников, проведение ряда мероприятий по увеличению урожайности всех сельскохозяйственных культур и повышение продуктивности животноводства. Были запланированы также специальные мероприятия по строительству, оснащению МТС и совхозов новой техникой, повышению уровня механизации садов и виноградников, овощных и технических культур, а также намечены работы по водохозяйственному и колхозному строительству.

Совет министров СССР в постановлении от 26 июля 1954 г. № 1508 отметил, что в Крымской области за последние годы была проделана большая работа по восстановлению сельского хозяйства, городов и курортов. Вместе с тем Совмин СССР указал на то, что имеющиеся в области благоприятные возможности для подъема сельского хозяйства, производства, развития курортов и городского строительства использовались недостаточно. Подчеркивалось, что в области до сих пор не были восстановлены довоенные площади садов, виноградников и посадка табака. Производство овощей не удовлетворяло потребностей населения городов и курортов. Было обращено внимание на то, что наблюдалось серьезное отставание в механизации трудоемких работ по возделыванию табака и овощей, в садоводстве, виноградарстве и на животноводческих фермах.

Хотя, наряду с успехами закрепления переселенцев, часть вновь прибывших продолжала выбывать из области. Этот процесс можно объяснить следующими факторами: неудовлетворенность хозяйственным устройством, особенно в то время, когда медленно шло строительство домов, что вызывало у переселенцев неуверенность в получении домов. Также некачественным отбором людей в областях выхода. Так, например, из колхоза им. Ф. Энгельса Симферопольского района выбыл переселенец Майдан, который по заключению врачей к физическому труду был неприспособлен, а жена Майдана заявила: «Я приехала в Крым лечиться».

Нежелание закрепляться в рыболовецких колхозах объяснялось их слабой экономикой и относительно небольшими заработками. Кроме этого, в колхозы в основном прибывали рабочие и служащие со специальностями: электромонтер, бухгалтер, парикмахер, тракторист - они, естественно, не могли работать в море. Из числа принятых в колхозы по внутреннему перераспределению населения обратно выбыло значительно меньше, чем плановых переселенцев. Данный факт объяснялся более тщательным отбором людей, нередко после практической проверки физических способностей кандидатов на достаточно нелегкой работе в рыболовецких колхозах.

В целях устранения недостатков в хозяйственном устройстве населения были приняты следующие меры. Обком КП Украины обсудил вопрос об усилении темпов строительства жилых домов для новоселов. В начале октября этот же вопрос был обсужден на заседании облисполкома, на котором присутствовали председатели всех райисполкомов.

Помимо этого во второй половине ноября на заседании облисполкома обсудили вопрос о хозяйственном устройстве вновь прибывшего населения Кировского, Приморского и Сакского районов. Согласно решению бюро Обкома КП УССР в течение ноября была проведена сплошная проверка хозяйственного устройства людей с обсуждением итогов на заседаниях райисполкомов; были командированы представители облисполкома по проверке, оказанию помощи районам и колхозам по хозяйственному устройству новоселов.

В течение первых послевоенных лет переселенцы заселялись в оставшихся от депортированных домах областных сел и деревень, которые имели воду, растительность, пригодные полевые земли, приусадебные участки. К тому же заселялись в основном горные и предгорные районы, с 1952 г. - степные районы области. Для семей новоселов колхозы и совхозы стали строить поселки с количеством от 40 до 150 и более домов. В 1956 г. ЦК КПСС и КПУ поставили перед Крымской областью новую задачу - превратить Крым в область сплошного садоводства и виноградарства. Для того чтобы идти к этой цели, необходимы были трудовые ресурсы. Поэтому если с 1944 по 1955 гг. принимали ежегодно от 2 до 3 тысяч семей и строили для них от 700 до 2500 домов, то, начиная с 1956 г., стали увеличивать объемы приема переселенцев от четырех до семи тысяч семей, а строительство подняли от трех до шести тысяч домов в год.

В докладе Отдела оргнабора рабочих и переселения Крымского облисполкома «О состоянии хозяйственного устройства переселенцев и строительства для них домов и мероприятия по подготовке к приему переселенцев в 1960 г.» было сформулировано обоснование значимости заселения Крыма для организаторов процесса. В нем оговаривалось, что «успехи досрочного выполнения седьмого плана по развитию сельского хозяйства в нашей области, и в особенности по увеличению площадей под садами и виноградниками, находится в прямой зависимости от пополнения колхозов и совхозов рабочей силой. Расчеты показывают, что на каждый гектар многолетних насаждений нужен один человек. Если учесть потребности в рабочей силе в животноводстве и полеводстве, наша область, в отличие от прошлых лет, когда мы принимали в год от двух до трех тысяч семей, должна принимать не менее 7-10 тысяч семей переселенцев».

Всем новоселам пытались оказать теплую встречу и хорошее хозяйственное и трудовое устройство. Это позволило подавляющему числу новоселов с первых же дней приступить к работе в производстве.

В целях обеспечения закрепления нового населения в колхозах и совхозах области Отдел, районные уполномоченные в 1964 г. стали активнее и конкретнее осуществлять контроль над их хозяйственным устройством. Заблаговременно, до прибытия каждой группы, во всех районах с участием актива проверялась готовность хозяйств к приему людей. Результаты проверки обсуждались в райисполкомах, и принимались оперативные меры к устранению выявленных недостатков. Таким же порядком проводилась проверка хозяйственного устройства новоселов в первые дни после вселения.

Прием семей на станциях выгрузки, как правило, проходил организованно. Для встречи прибывавших приезжали ответственные представители районов, хозяйств, а также работники областного отдела. Для перевозки семей и их имущества облисполком выделял транспорт. Все семьи переселенцев вселялись в отдельные дома. Трудоспособные члены семьи определялись на работу согласно производственной потребности хозяйств и, как правило, исходя из учета имеющихся у них специальностей и производственного опыта.

В колхозах области был образован льготный фонд для нужд вновь прибывших. В целях создания наилучших условий для нового населения была проведена значительная работа по строительству учреждений культурно-бытового назначения.
- See more at: http://www.milli-firka.org/content/DBAGDFKK#sthash.K1SHdMmq.dpuf



Организация переселенческого строительства в Крыму в 60-х годах ХХ века
Успешная реализация переселения, в первую очередь, зависела от оперативной и качественно реализованной хозяйственно-экономической деятельности организаторов данного процесса. В частности, вовремя построенные и отремонтированные дома, выдача кредитов, помощь новоселам в приобретении сельскохозяйственных животных и удовлетворение прочих надобностей. 

Отдельного рассмотрения стоит организация переселенческого строительства. Оно велось по генплану. Во всех поселках дома были электрифицированы, радиофицированы, был проведен водопровод, построены типовые детские дошкольные учреждения, бани, магазины, столовые, клубы.
Программа переселенческого строительства в Крымской области осуществлялась путем сооружения стандартных жилых комплексов. Первоначально речь шла о доме ТИП М-2-К, который состоял из двух комнат, прихожей, изолированной кухни, кладовой и веранды
Особенностью организации контроля над сооружением домов для переселенцев со второй половины 1960-х годов являлось то, что стали принципиальнее и предметнее предъявлять требования к строителям, руководителям хозяйств за соблюдение ими установленных проектно-сметных норм и технико-экономических показателей. Дома имели хорошее состояние, что, безусловно, способствовало закреплению вновь прибывших семей.

Программа переселенческого строительства в Крымской области осуществлялась путем сооружения стандартных жилых комплексов. Первоначально речь шла о доме ТИП М-2-К, который состоял из двух комнат, прихожей, изолированной кухни, кладовой и веранды. Данная постройка шла в комплекте с надворными сооружениями, а именно сараем и уборной. Что собой представляла вышеприведенная типовая жилая конструкция, увидим из таблицы.

Типовой проект М-2-К был разработан Главсельстройпроектом и рекомендован Госстроем СССР для применения в индивидуальном жилищном строительстве, в частности - для семей переселенцев в колхозах и совхозах Крыма и других южных областях УССР. Для возведения жилья данного типа в стране было организовано изготовление всех необходимых стандартных деревянных деталей.

Подготовка проекта дома ограничивалась размером кредита, выдаваемого Госбанком колхозам и совхозам на переселенческие мероприятия. С сентября 1964 г. кредиты стали выдаваться до 3500 рублей на один дом вместе с надворными постройками. Данная сумма не должна была превышать сметную стоимость дома, строящегося по типовому проекту, утвержденному Госстроем СССР (постановление Совета министров СССР от 15 сентября 1964 г., №772).

Однако строительство жилых помещений именно такого типа удовлетворяло не всех. Так, в газете «Правда Украины» №272 от 2 декабря 1966 г. была опубликована статья Д. Герасимова «Не на день и не на год». Автор подверг жесткой критике, широко применяемый на то время, типовой проект жилого дома М-2-К, подчеркнув, что его «все ругают за убожество».

При этом автор рекомендовал руководителям хозяйств и строителям при возведении домов для новоселов не руководствоваться проектом, а допускать производственные отступления, в соответствии с мнением переселенцев, вплоть до изменения внутренней планировки зданий и увеличения объемов их технико-экономических показателей.

Отдел организованного набора рабочих и переселения облисполкома, в связи с публикацией материала данного характера, высказался в следующем духе:
«Учитывая вполне удовлетворительные технико-экономические показатели жилого дома тип М-2-К и его бесспорные преимущества перед ранее применявшимися в перспективном строительстве типовыми проектами, а также принимая во внимание размер выдачи кредита на строительство домов, вся общественность области одобрила указанный проект дома и изъявила согласие применить его в перспективном строительстве».

В связи с этим Крымский облисполком поручил Крымскому филиалу «Укрниигипросельхоз» (Украинский научно-исследовательский институт по проектированию сельского и колхозного строительства Госстроя УССР) разработать смету к рабочим чертежам дома тип М-2-К. 23 декабря 1964 г. эта смета была утверждена Крымским облисполкомом. Таким образом, строительство домов для переселенцев осуществлялось по соответствующему проекту.

Отделом было подчеркнуто, что указанный тип дома, в общем, удовлетворял запросы подавляющей части вновь прибывшего населения и соответствовал их экономическим возможностям, так как каждая семья была обязана принять дом в личную собственность. При этом переселенцы должны были выплачивать свою долю кредита в течение 10 лет, начиная с третьего года проживания в области. Большинство семей новоселов в своем составе имели 3-4 человека. Следовательно, в доме типа М-2-К они имели вполне нормальные жилищно-бытовые условия.

По поводу допущения отступлений от утвержденных типовых проектов председатель отдела Н. Максименко подчеркнул, что подобное «явно противоречит современной практике строительства, базирующейся на массовом внедрении в производство типовых, экономически обоснованных проектов». К тому же еще 24 августа 1965 г. облисполком и Главное управление организованного набора рабочих и переселения дали заказ на разработку типового проекта жилого дома для больших семей.

В связи с этим был разработан, а Госстроем СССР рекомендован для применения в строительстве в колхозах и совхозах полуострова типовой проект трехкомнатного дома ТИП М-3-К с полезной площадью 51, 7 кв. м и жилой площадью в 37,5 кв. м. Новый тип строительных конструкций, параллельно с существованием предыдущей модели, был утвержден для применения в рамках программы хозяйственно-бытового устройства переселяемого населения в селах Крымской области.

Таким образом, основным способом обеспечения закрепления переселенцев на новых местах жительства являлось их качественное хозяйственно-бытовое устройство, а также внимание к проблемам и нуждам новоселов.

Переселенцев расселяли в новых домах, построенных по типовым проектам М-2-К и М-3-К, в колхозах и совхозах их компактного проживания дома были электрифицированы, был проведен водопровод, широкими темпами строились школы, детские сады, хозяйственные объекты.
- See more at: http://www.milli-firka.org/content/DBAGDHBG#sthash.NWCf3P7n.dpuf


В 60-х годах ХХ века переселенческий процесс в Крым активно продолжался.

В результате уделения особого внимания вопросам хозяйственного устройства вновь прибывших удалось значительно стабилизировать закрепление людей в местах вселения. Выезд людей происходил преимущественно из хозяйств, которые имели недостатки в культурно-бытовом обслуживании населения. Главными причинами были: отсутствие водоснабжения, электричества, дошкольных учреждений и т.д.
Как заселялся Крым
Вместе с этим в областях выхода, при наборе семей, населению неправильно разъяснялись льготы. Во многих семьях трудоспособные муж и жена не были зарегистрированы в браке, а в ряде случаев в составе семьи насчитывался лишь один способный к труду.

При этом в числе переселявшихся оказывались лица, относящиеся к категории «летунов», пьяниц, скрывавшихся от уплаты алиментов и не отвечавших условиям паспортного режима.

Так, А. Шарый прибыл из Черниговской области 28 марта 1965 г. в Ленинский район, а 2 апреля его уже разыскивали органы милиции как скрывающегося алиментщика. В феврале в этот же район (колхоз им. М. Фрунзе) из Черниговской области прибыла семья Ф. Бачиского. Через 3 дня семья переехала в совхоз «Восточный». Где «глава семьи к работе не приступал, а занимался систематическим пьянством. После того как он пропил все личные вещи, выехал из области».

В процессе анализа состава принятых семей было установлено, что в большинстве на переселение оформлялись сводные семьи. Последние, как правило, состояли из людей морально неустойчивых, отрицательно действовавших на воспитание молодежи. При этом трудоспособные члены таких семей отлынивали от общественного труда. Имелись случаи оформления по нескольку раз одних и тех же семей.

Одним из серьезных недостатков являлось то, что к учету и отчетности в переселенческом деле не было ответственного подхода. Квартальный отчет составлялся бухгалтером, прорабом хозяйства или вообще кем-то из сотрудников. Данные о динамике движения переселенцев по годам отсутствовали вовсе.

Учитывая, что в 1960-е годы в связи с орошением земель Крыма потребность в кадрах должна была значительно возрасти, Облстатуправление посчитало целесообразным реализовать следующие меры:

- приказом директора совхоза или решением правления колхоза в каждом из хозяйств Крыма определялось ответственное лицо по учету и отчетности прибывавших семей;

- создавались комиссии для приема домов от строительных организаций и бригад, чтобы при наличии каких-либо недостатков назначать сроки их устранения; от руководителей хозяйств требовалось своевременно готовиться к приему переселенцев и создавать им соответствующие условия;

- руководителей Межколхозстроя обязывали вырабатывать планы строительства качественных домов для новоселов.

После образования отдела облисполкома по использованию трудовых ресурсов практическая деятельность его аппарата, городских и районных уполномоченных была перестроена в направлении выполнения обязанностей, определенных Положением «О государственном Комитете Совета Министров УССР по использованию трудовых ресурсов и его органах в областях, городах и районах».

Одной из основных задач в работе областного отдела и его уполномоченных являлось осуществление мероприятий по рациональному распределению и более эффективному использованию трудовых ресурсов.

Однако в процессе организации заселения Крыма случались и весьма интересные исключения. Так, в 1965 г. из Житомирской области, в порядке планового переселения, прибыли семьи В. Райтер в совхоз «Ясная Поляна» Джанкойского района и Я. Дик - в совхоз «Озерный» Сакского района. По национальной принадлежности они были немцами.

Осознав произошедшее, исполком решил разрешить областному управлению охраны общественного порядка, в качестве исключения, прописать их по месту настоящего жительства в Крымской области. При этом заведующему отделом Н. Максименко указали на неверный подход в решении вопроса переселения в Крым вышеуказанных лиц.

Также довели до сведения Совета министров УССР, что отделы оргнабора и переселения рабочих Житомирского и Киевского облисполкома допустили нарушение постановления Совета министров УССР «О порядке отбора переселенцев в Крымскую область». Помимо этого областному отделу было разрешено оформить 50 семей, прибывших из г. Ташкента (Узбекская ССР). Эти семьи числились пострадавшими от землетрясения.

В связи с ростом совхозов, созданием новых колхозов, увеличением в них площадей виноградников, садов, огородов и в связи с расширением орошаемых площадей водами Северо-Крымского канала, а также за счет приумножения скважин значительно возрастала потребность в рабочей силе.

Тем временем Государственный комитет уличил свои отделы на местах в нарушениях «Инструкции о порядке организованного набора рабочих».

В связи с этим ответственным по использованию трудовых ресурсов было запрещено составлять трудовые договоры с рабочими, которые не имели трудовых книжек, соответствующих справок о трудовой деятельности, с военнообязанными - без военных билетов, с неполнолетними, пожилыми людьми (мужчины старше 55 лет, женщины - 50 лет), людьми, не способными к физическому труду, а также со злостными нарушителями трудовой дисциплины, уволенными за систематические прогулы, и гражданами, которые раньше составляли договоры и не отработали выписанного трудовым договором срока.
- See more at: http://www.milli-firka.org/content/31064476#sthash.D07iWiNK.dpuf

1 коментар:

  1. Мне нужен срочный кредит, свяжитесь с нами через WhatsApp https://wa.me/+919654763221


    Вам нужен срочный кредит, чтобы погасить свои долги или кредит акций, чтобы улучшить свой бизнес? Были ли вы отклонены банками и другими финансовыми агентствами? Вам нужна консолидация кредита или ипотека? Не смотрите дальше, потому что мы здесь, чтобы решить все ваши финансовые проблемы. Свяжитесь с нами по электронной почте: jurgenstefanfinancialservice@gmail.com jurgenstefanfinancialservice@outlook.com Whatsapp:+919654763221 Это Юрген Стефан Финансовая служба. Мы предлагаем кредиты для тех, кто заинтересован по разумной процентной ставке 3%. Ассортимент от €5,000,00. до 350 000 000,00 евро.

    ВідповістиВидалити